Внешняя политика Российского государства как ресурс укрепления национальной безопасности

Одной из важнейших областей политических отношений является сфера внешней политики. Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные отношения с внешним миром, т. е. с другими государствами. Существуют различные теории внешней политики, по-разному объясняющие ее основные задачи и цели, сущность и функции. Но есть и общие положения, на базе которых разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

Внешняя политика – деятельность государства и других политических институтов общества по осуществлению своих интересов и потребностей на международной арене. Внешнеполитический курс любого государства есть продолжение его внутренней политики, он опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства.

Их сочетание определяет возможности его внешнеполитической деятельности на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей. Влияет на последние и геополитическое положение государства. Наконец, немаловажную роль играют и политико-идеологические установки руководства страны. Одновременно внешняя политика обладает рядом собственных специфических особенностей, обусловленных, прежде всего, тем, что в мире существуют различные государства с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования действий субъектов международной политики.

Ныне, как никогда, возрастает роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только единые или скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика продолжает, закрепляет внутреннюю политику и в то же время влияет на нее, приводя в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями мирового развития.

Среди основных целей внешней политики выделяются, во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального и иного потенциала страны и, в-третьих, рост ее престижа в международных отношениях.

К важнейшим функциям внешней политики государства относятся:

  • оборонительная, противодействующая проявлениям агрессии со стороны других стран;
  • представительно-информационная, имеющая двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства;
  • экономико-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.

Потенциал международного влияния государства и его внешней политики рассматривается как совокупность разнообразных средств и ресурсов, которыми оно располагает для оказания прямого и непрямого воздействия на международную среду и другие государства в своих целях и интересах. К основным типам ресурсов влияния государства относятся его финансово-экономический, военно-силовой, политико-дипломатический, демографический, международный структурно-организационный потенциалы (участие и роль в международных организациях и институтах).

Взаимосвязь между ресурсами и влиянием не является однозначной. Ресурсы международного влияния государства в тех или иных обстоятельствах могут быть не в полной мере использованными, они могут быть использованы неэффективно, наконец, их использование может привести к нежелательным для самого государства последствиям.

С другой стороны, в определенных ситуациях недостаток тех или иных ресурсов влияния может быть компенсирован умелой дипломатией, политической волей руководства, использованием иных инструментов воздействия, особенно в форс-мажорных ситуациях. Эффективность внешней политики во многом зависит от имеющихся ресурсов влияния, однако тоже не связана с ними напрямую.

Оценка эффективности складывается из комплекса критериев:

  • Во-первых, это степень достижения открыто поставленных стратегических целей, как правило, зафиксированных в соответствующих официальных документах. Вместе с тем возможно несовпадение (зачастую весьма существенное) между официально декларируемыми целями внешней политики и ее фактическими приоритетами. Это обстоятельство тоже необходимо принимать во внимание при оценке внешнеполитической эффективности государства.
  • Во-вторых, это успешность в реагировании и преодолении возникающих форс-мажорных ситуаций с точки зрения минимизации возможных негативных последствий и достижения поставленных целей.
  • В-третьих, критерием эффективности может служить и ресурсоемкость предпринимаемых внешнеполитических действий в сравнении с достигаемыми ими результатами. Значительный затраченный ресурс может оказаться несопоставимым с незначительным полученным результатом, и наоборот.
  • В-четвертых, это соразмерность самих внешнеполитических усилий (независимо от затраченных ресурсов) и достигнутых результатов. Наконец, в-пятых, критерием определения эффективности внешней политики является приемлемость складывающейся в результате предпринятых действий новой международной ситуации для руководства государства.

В настоящее время внешняя политика России исходит из ряда важных обстоятельств, накладывающих отпечаток на перспективы развития нашего государства. Окончание холодной войны отнюдь не принесло обществу вечного мира и всеобщего поворота к демократии. Очевидно, сейчас, когда закладываются основы нового мирового порядка, демократические ценности и идеалы не стали доминирующими в процессе формирования системы международных отношений. В ней по-прежнему продолжает играть важную роль ядерное сдерживание и военная сила в целом, прагматически понятые интересы конкретного государства, а международная ситуация стала в чем-то опаснее, чем прежде.

Надеждам на переход человечества к «новому политическому мышлению» не суждено было сбыться. По-прежнему к числу важнейших постулатов российской внешней политики относятся неделимый характер безопасности для всех государств, недопустимость гипертрофированного применения силы и безусловное соблюдение основополагающих принципов международного права.

В Стратегии национальной безопасности России подчеркивается, что стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением. В Евро-Атлантическом, Евразийском и Азиатско-Тихоокеанском регионах не соблюдаются принципы равной и неделимой безопасности. В соседних с Россией регионах развиваются процессы милитаризации и гонки вооружений.

Наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его военной инфраструктуры к российским границам создают угрозу национальной безопасности.

Провозглашение российским руководством «партнерских» и даже «союзнических» отношений с Западом не сделало их безоблачными. Более того, стоило нашей стране заявить о том, что у нее могут быть собственные национальные интересы, диктуемые историческим традициями и геополитическим положением, как со стороны западных «партнеров» последовало обвинение в возрождении имперских амбиций, и наступило резкое «похолодание» отношений России и Запада, свидетельствующее о том, что романтический период в них завершился.

Среди наиболее заметных сфер разногласий можно назвать:

  • расширение НАТО на Восток, включающее размещение новых тобъектов военной инфраструктуры;
  • «урегулирование конфликтов» в различных местах земного шара, когда НАТО пытается взять на себя несвойственные для «оборонительного альянса» функции;
    действия США и их союзников против Югославии, Ирака, Ливии, Сирии (череда инициируемых странами Запада вооруженных конфликтов, оправдываемых гуманитарными целями, подрывает освященный веками принцип государственного суверенитета;
  • в международных отношениях образуется еще один вакуум – морально-правовой;
    события показывают, что стремление внедрить демократию с помощью силовых методов может привести и зачастую приводит к абсолютно противоположному результату;
  • к власти приходят силы, в том числе и религиозные экстремисты, которые пытаются изменить само направление развития стран, светский характер их управления);
  • отношения со странами СНГ, когда действия США и ее партнеров в Закавказье, Средней Азии и на Украине направлены на формирование геополитического плюрализма на территории бывшего СССР и предотвращение российского влияния в СНГ;
  • контроль над вооружениями – проблема планов альянса (с американским авторством) по созданию системы ПРО в Европе.

Сами по себе разногласия по перечисленным проблемам пока не стали непреодолимым препятствием для развития партнерства с Западом, однако главное изменение заключается в том, что и в России, и на Западе накапливается потенциал не только взаимной критики, но и взаимного недоверия. Изменение непосредственного международного окружения Российской Федерации ставит перед ней непростые задачи формирования качественно новых отношений с бывшими советскими республиками, ставшими суверенными государствами. При этом нельзя не учитывать груза связанных с историей совместного существования проблем, наличия в сопредельных странах реальных и потенциальных очагов локальных войн и вооруженных конфликтов, опасности, исходящих от проникновения исламского фундаментализма на территорию соседних государств и самой России, и т. п.

Можно согласиться с точкой зрения о том, что для России формирование региональных политических, военных и экономических союзов – первостепенная задача. Если Россия не сможет сформировать реально работающие региональные политические и экономические союзы типа ЕврАзЭС, Таможенного союза и др., то она из субъекта мировой политики окончательно превратится в объект экспансии со стороны других региональных союзов, например, со стороны НАТО, ЕС, Китая с партнерами. Кроме того, Россия сможет создать прочные и эффективные региональные союзы лишь со странами, близкими ей в культурно-цивилизационном плане, т. е. со странами СНГ.

Формирование и развитие региональных политических, экономических и военно-оборонительных союзов на постсоветском пространстве является для сегодняшней России вопросом ее выживания как субъекта мировой политики, поскольку все остальные крупные державы активно формируют подобные региональные союзы и получают от них немалые преимущества.

Фактом являются и территориальные претензии к России со стороны ряда соседних государств. Кроме того, Российская Федерация непосредственно сталкивается и с таким относительно новым для нее вызовом, как рост международной преступности и терроризма и т. п. Существуют и субъективные причины появления у нашей страны внешнеполитических проблем.

Важная причина существующих трудностей во внешней политике России кроется в недостаточно системном видении современных международных проблем, недостаточной проработанности конкретных стратегий внешнеполитических действий, слабой связке между поставленными целями и конкретными методами и инструментами их достижения. Нашему государству необходима не декларативная, а детально продуманная и реалистичная внешнеполитическая стратегия, основывающаяся на обоснованной расстановке приоритетов в зависимости от их реальной значимости для интересов России и практической достижимости.

Интересно
Отечественными учеными отмечаются слабости стратегической составляющей российской внешней политики, ее «реактивный» характер и недостаточная проработанность официально предлагаемой позитивной повестки дня, недостаточность публичных и экспертных дискуссий о внешней политике, слабая проработка или даже практическое отсутствие альтернативных сценарных вариантов.

Необходимо сформулировать национальные интересы и концептуальную базу внешнеполитического курса России, обозначить внешнеполитические приоритеты и цели, долгосрочные стратегические направления внешней политики. Сложность вышеотмеченных вызовов, новизна большей части из них, переходный характер самой международной системы в сочетании с ослаблением позиций России в мире, безусловно, отрицательно влияют на процесс выработки соответствующей требованиям времени внешней политики.

У России имеются в целом немалые ресурсы международного влияния. Вместе с тем их структура отличается несбалансированностью: наиболее значимые ресурсы связаны преимущественно с сырьевыми запасами, которые или уже востребованы в мировой экономике, или станут таковыми в обозримом будущем, наличием ядерного оружия, статусом постоянного члена в Совете Безопасности ООН, тогда как потенциал «мягкой силы», включая привлекательность России для стран ближнего и дальнего зарубежья, а также экономические и технологические ресурсы, недостаточны. Некоторые ресурсы влияния (например, военно-технические) даже сокращаются.

Налицо значительные дисбалансы между имеющимися ресурсами и достигнутыми внешнеполитическими результатами. Так, на приоритетных международных направлениях, где у России имеется значительный потенциал влияния (например, в отношениях со странами СНГ), эффективность его использования зачастую оказывается невысокой. С одной стороны, это может говорить о том, что потенциал международного влияния России используется не в полном объеме, но с другой – нужно принимать во внимание, что именно на этих приоритетных направлениях российская внешняя политика сталкивается с очень серьезным противодействием других игроков (и не только и даже не столько региональных, если, например, говорить об усилиях США, ЕС, Китая и других держав распространить свое влияние на постсоветское пространство). При этом баланс сил во многих случаях оказывается не в пользу России.

Вместе с тем российская внешняя политика в 2000е гг. показала относительно высокую эффективность как раз там, где имеющиеся ресурсы влияния относительно невелики. В каких-то случаях это может быть связано с отсутствием (пока что) сколько-нибудь значительных противодействий со стороны ведущих мировых контрагентов. Ключевое значение в таких случаях приобретают неординарные политические решения и умелые дипломатические действия, которые в определенной мере способны компенсировать недостатки иных ресурсов международного влияния.

Преемственность российского внешнеполитического курса последних лет проявляется в стратегической установке на то, чтобы преодолеть негативные для России последствия возникшей после окончания холодной войны ситуации и занять новое самостоятельное положение равенства с другими ведущими мировыми державами и силами. При этом значительно возросли и степень неопределенности, и возможность непредвиденных реакций, в том числе от единичных действий, и многовариантность решений со стороны тех стран, которые для российской внешней политики наиболее приоритетны.

В настоящее время существует определенное совпадение взглядов различных групп российского общества по вопросу о том, что Россия должна сохранить в долгосрочной перспективе не только статус ядерной державы, постоянного члена Совета Безопасности, но и роль влиятельной мировой державы. Что же касается путей движения к этой цели, то в данном случае наличествуют определенные разногласия. Существенную роль в них играет восприятие российскими элитами современного мира, тех параметров, которыми в конечном итоге определяется положение и статус государства на международной арене, его способность оказывать воздействие на ход мировых событий.

На передний план при этом вышел спор, который, условно говоря, можно назвать спором между геополитикой и геоэкономикой. Геополитика утверждает: порядок будет основан на балансе сил и жестком соперничестве основных центров военно-политической и экономической мощи. Из этого следует необходимость самоутверждения России как самостоятельного центра силы, входящего в противоборство с уже существующими или нарождающимися новыми международными центрами сил.

В соответствии с основными постулатами геополитики делается вывод о том, что для самоутверждения великой державы решающее значение имеет не только обладание собственным потенциалом, но и контроль – прямой или косвенный – над наиболее важными территориями. Большая часть геополитических концепций сводится к необходимости для России занять особое место в мировой политике между Западом и Востоком, консолидировать собственный центр силы и собственное влияние, прежде всего на страны бывшего СССР, добиваться на основе широкой коалиции с незападными государствами расширения влияния на мировые процессы.

Другая линия российской политики опирается на носителей либеральных взглядов, которые указывают на то обстоятельство, что условия и предпосылки для выполнения роли сильного государства в последнее десятилетие существенно изменились. В частности, по их мнению, важнейшими показателями действительно великой державы в условиях глобализации мирового хозяйства стали доля государства в мировой экономике, удельный вес международных инвестиционных потоков, способность к технологическим новациям и т. д.

По этой концепции роль России определяется не столько ее способностью сохранить в своей сфере влияния страны бывшего СССР, сколько успехами в политических и экономических реформах, в ходе которых Россия может сформировать конкурентоспособную открытую экономику. Несомненно, возможностей и ресурсов для проведения самостоятельной, твердой внешней политики у России несравненно меньше, чем ранее у СССР. Но в то же время нерешенность важных проблем отнюдь не должна предполагать растворение конкурентных экономических и политических интересов России в абстрактном мировом порядке в угоду намерениям наиболее сильных государств и группировок.

С учетом всех уроков, которые прошло наше общество, нынешнее руководство страны предполагает:

  • придавать российской экономике открытый характер с перспективой интеграции в мировое хозяйство, но не любой ценой, а на основе развитой национально ориентированной экономики;
  • конкурентную политику соизмерять как с теми возможностями, которыми страна располагает на сегодняшний момент, так и с ее национального-сударственными интересами.

Президент России В.В. Путин отмечает: «Россию воспринимают с уважением, считаются с ней только тогда, когда она сильна и твердо стоит на ногах. Россия практически всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Так будет и впредь… Задачи же на этом направлении, с учетом приоритетов инновационного развития страны, стоят более чем серьезные – обеспечить России равноправные позиции в современной системе мирохозяйственных связей, свести к минимуму риски, возникающие при интеграции в мировую экономику, в том числе в контексте вступления в ВТО и предстоящего присоединения к ОЭСР».

В Концепции внешней политики РФ определено, что в соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности – защитой интересов личности, общества и государства – главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

  • обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и территориальной целостности, укрепление правового государства и демократических институтов;
  • создание благоприятных внешних условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности экономики России, ее технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения;
  • упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира;
  • укрепление позиций России в системе мирохозяйственных связей, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях;
  • дальнейшее продвижение курса на укрепление международного мира, обеспечение всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой демократической международной системы;
  • формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся очагов напряженности и конфликтов на их территориях и предотвращению возникновения таких очагов и конфликтов;
  • развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и в рамках форумов, содействие становлению сетевых альянсов, активное участие в них России;
  • всесторонняя эффективная защита прав и законных интересов российских граждан и проживающих за рубежом соотечественников, в том числе в различных международных форматах;
  • усиление роли России в мировом гуманитарном пространстве, распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация достижений национальной культуры, национального исторического наследия и культурной самобытности народов России, российского образования и науки, консолидация российской диаспоры;
  • укрепление позиций российских средств массовой информации и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве и доведение до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы;
  • содействие развитию конструктивного диалога и партнерства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и цивилизаций.

В конечном итоге последовательное осуществление государственной внешней политики призвано создавать благоприятные условия для укрепления безопасности страны, стабильного качественного социально-экономического роста, реализации исторического выбора народа Российской Федерации в пользу самостоятельного развития, свободы и независимости.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)