Демографическая политика как инструмент укрепления демографической безопасности

Важнейшим инструментом укрепления демографической безопасности является целенаправленная демографическая политика.

Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государства и других социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Ее цель – сохранение или изменение динамики численности, структуры, расселения и качества населения. По содержанию она представляет совокупность мер по формированию демографических потребностей и созданию условий для их удовлетворения. Однако некоторые представители научной среды поддерживают мнение о том, что население – это самовоспроизводящаяся система, и поэтому не стоит вообще вмешиваться в нее на государственном уровне. Они считают, что нужно помогать семье, но не ради дополнительного рождения детей, а для того, чтобы эта семья имела достаточно средств для качественного содержания, развития и воспитания одного-двух детей.

Действительно, при таком подходе экономическая цена демографической политики может быть снижена. Но такая политика не сможет предотвратить процесс депопуляции населения и обезлюживания российских территорий. Реальная демографическая политика России базируется на других методологических основаниях и учитывает реальный демографический опыт таких стран, как, например, Франция, которая добилась определенных успехов, сосредоточив внимание на «политике третьего ребенка».

Основные направления демографической политики Российской Федерации. В последние два десятилетия проблемы демографической безопасности находятся в центре внимания российского государственного руководства. Еще в 2000 г. Президент РФ В.В. Путин в первом ежегодном обращении отметил, что демографический спад стал одной из важнейших проблем, стоящих перед современной Россией: если ситуация не изменится, «само выживание нации окажется под угрозой». Шесть лет спустя, в мае 2006 г., он продолжал отзываться о демографическом кризисе как о «самой острой проблеме современной России».

И только в 2012 г. в одной из статей В.В. Путин отметил, что есть успехи «и в демографической политике». Однако и здесь отмечалось, что негативные демографические процессы влияют на социальную политику: «В условиях значительного сокращения численности населения трудоспособного возраста и увеличения старшего возраста неотложным становится кардинальное повышение эффективности социальных расходов».

Интересно
Стратегия национальной безопасности и Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. об актуальных проблемах обеспечения демографической безопасности России. Многогранность проблемы демографической безопасности и обеспечивающей эту безопасность демографической политики нашла отражение в официальных государственных документах, регламентирующих основные направления работы по обеспечению национальной безопасности.

Этой проблеме посвящен ряд положений Стратегии национальной безопасности РФ (далее – СНБ), утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683. В частности, отмечено, что в России «позитивные тенденции наметились в решении задач укрепления здоровья граждан. Отмечаются естественный прирост населения, увеличение средней продолжительности жизни (ст. 10)». В этом же документе определены и важнейшие задачи по укреплению демографической безопасности: создание условий «для стимулирования рождаемости, снижения смертности населения, ведения здорового образа жизни, развития массового детско-юношеского спорта, организуют пропаганду здорового образа жизни».

Конкретные направления деятельности государственных органов в рассматриваемой сфере определены Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (далее – Концепция–2025), утвержденной Указом Президента РФ от 08.10.2007 № 1351.

В качестве основных целей демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. Концепция определила стабилизацию численности населения к 2015 г. на уровне 142–143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. – до 75 лет. Отметим, что ряд показателей этой Концепции реализован. Так, численность населения России на 1 января 2015 года составляла 146 267 288 человек, на 1 января 2017 года – 146 804 372 человек.

В Концепции2025 определены важнейшие задачи демографической политики РФ на период до 2025 г.:

  • сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
  • сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
  • сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;
  • повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
  • привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

В результате реализации планируемых мер к 2025 г. Концепцией–2025 предполагается следующим образом повысить уровень демографической безопасности:

  • обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн человек;
  • увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;
  • увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 г. суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;
  • обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

Нетрудно видеть, что важнейшие задачи демографической политики, которые нашли отражение в Концепции 2025, фактически являются направлениями противодействия основным демографическим угрозам. В концепции подробно разработана структура мер по решению каждой из поставленных задач. Покажем некоторые из них на примере предотвращения угрозы, связанной с уровнем смертности населения.

Решение задачи по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:

  • сокращение уровня смертности от заболеваний сердечнососудистой системы;
  • улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечнососудистыми заболеваниями;
  • сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий;
  • сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;
  • сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний; сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза; внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
  • повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.

Аналогичным образом Концепция–2025 определяет комплекс мер по решению других демографических угроз. С момента принятия Концепции прошло 10 лет. Исследователями отмечается тот факт, что, начиная с 2006–2007 гг., в России постепенно улучшаются показатели смертности и рождаемости населения страны. Новые меры по стимулированию рождаемости, начавшиеся в 2007 г., особенно «материнский капитал», сразу привели к росту числа родившихся. Исследователи считают, что в целом за период с 2007 г. рост рождаемости на 9/10 был стимулирован новыми мерами демографической политики, в том числе благодаря реализации национального проекта «Здоровье». В 2009 г. впервые за 17 лет численность населения страны не уменьшилась. Полагают, что без предпринятых мер население страны было бы меньше 140 млн чел.

Вместе с тем целый ряд факторов препятствует эффективной реализации Концепции–2025:

  • Во-первых, в 2020 г. численность женщин репродуктивного возраста будет меньше нынешней примерно на 5 млн, поскольку они родились в период демографического спада – в 1996–2001 гг.
  • Во-вторых, в течение всего первого десятилетия XXI в. происходило «постарение» рожающих женщин. В 2008 г. впервые в целом по России коэффициент рождаемости в возрастной группе 25–29 лет оказался выше, чем в возрасте 20–24 года. Продолжение этого процесса будет сдерживать рост рождаемости. К тому же к началу 2020 г. доля лиц старше трудоспособного возраста достигнет 25,9% по сравнению с 21,6% в 2010 г., а к 2025 г. – 27,2%. Это приведет к росту числа умерших.
  • В-третьих, к 2015 г. действенность мер демографической политики существенно снизилась. Некоторые эксперты полагают, что она может перестать оказывать существенное влияние на сокращение смертности и увеличение рождаемости.

Динамичная демографическая политика должна реагировать на влияние отмеченных факторов. Противодействие деградации семьи и негативному репродуктивному поведению. Негативное репродуктивное поведение проявляется, прежде всего, в проведении абортов, которые расцениваются большинством россиянок как метод регулирования рождаемости.

В 2016 г. число абортов превысило 746 тыс. В постсоветский период сокращение числа абортов в стране сопровождалось ухудшением их структуры – ростом числа самопроизвольных и внебольничных абортов. Другая проблема негативного репродуктивного поведения – отказ женщины от родившегося ребенка. В качестве одного из важнейших направлений укрепления демографической безопасности следует рассматривать противодействие деградации семьи.

Растет число так называемых «гражданских браков», не закрепленных юридически. В результате зачастую юридически неопределенным является состояние родившихся в таком браке детей, равно как и их родителей. По данным переписи населения РФ 2010 г. 13% супружеских пар состояли в незарегистрированном браке (в 2002 г. – 3,3 млн, или 9,7%).

Существует тенденция к бессемейной организации жизни, к удобному и необременительному одиночно холостяцкому существованию. Результатом становится уменьшение числа детей в семьях, а это приводит к существенному изменению систем жизненных ценностей, к ослаблению отцовства и материнства. Ослабляется сплочен ность родителей и детей, практически исчезают роли брата и сестры, дезорганизуется система родства.

Однако неустойчивой является и юридически зарегистрированная семья. Так, в 2000 г. на 1 тыс. человек населения России приходилось 6,2 брака и 4,3 развода, в 2005 г. – 7,5 и 4,2, в 2015 г. – 7,9 и 4,31. Иными словами, сохраняется устойчивая тенденция, когда более половины браков завершаются разводами. Статистика разводов в России в 2014 г. составляет 611 646 на 1 161 068 браков.

По многочисленным социологическим опросам специалисты выявили наиболее распространенные причины разводов в РФ:

  • алкоголизм и наркомания (наиболее распространенные причины, которые вызывают распад 41% браков);
  • отсутствие собственного жилья (по этой причине разводятся около 26% супружеских пар);
  • вмешательство родственников в семейную жизнь (причина, которая вызывает около 14% разводов);
  • невозможность завести ребенка – 8% разводов.

Сама по себе профилактика разводов оказывается достаточно сложной социальной задачей. Еще одна проблема – распространяющееся в Рунете «Движение против рождения детей» – «чайлдфри». Сторонники движения выдвигают 20 (!) причин, объясняющих нежелание иметь детей. Двадцатая причина формулируется так: «6 МИЛЛИАРДОВ! Мир уже перенаселен». Иными словами, пользователей Рунета сознательно вводят в заблуждение. Конечно, есть на Земле и перенаселенные места. Но территория России как раз в значительной мере «недоселена»! Об этом инициаторы движения умалчивают.

Распространяется еще одна угроза демографической безопасности – проблема так называемой «гей-революции», результатом которой стала легализация однополых браков в целом ряде стран. Еще в 2001 г. легализовали такие браки Нидерланды, в 2005 г. – Канада, в 2008 г. – Норвегия, в 2009 г. – Швеция, в 2010 г. – Аргентина и Португалия, в 2013 г. – Франция. Процесс продолжается. И если движение «чайлдфри» в общемто не покушается на традиционный институт семьи, оставляя за собой право на семью бездетную, легализация однополых браков связана как раз с получением права на усыновление детей. Нетрудно представить тот психологический климат, в котором такие дети будут вырастать!

Для того чтобы противостоять тем трудностям, с которыми столкнется страна в ближайшие 15 лет, по мнению ученых, необходимо своевременно разработать и начать осуществление ряда упреждающих мер, пик введения которых должен приходиться на самые «провальные» годы, когда в возраст активного деторождения будут входить женщины, родившиеся в 1990х гг.

В числе таких мер:

  • комплекс минимальных социальных гарантий, обеспечивающих всем семьям в зависимости от стадии жизненного цикла понятную, доступную систему мер поддержки при рождении и воспитании детей (подготовка к семейной жизни, сохранение и укрепление репродуктивного здоровья, оплачиваемые отпуска, пособия, налоговые, пенсионные и жилищные льготы, доступность дошкольных учреждений и т. д.);
  • дополнительные меры, которые могли бы стимулировать рождение второго и третьего ребенка. В настоящее время приоритет – это льготные кредиты на приобретение жилья и их компенсация (полная при рождении трех детей), обеспечиваемые не на уровне отдельных регионов, а на федеральном уровне. Такая мера могла бы дать возможность также сократить интервалы между рождением детей (поскольку, чем раньше родится ребенок, тем меньше самой семье придется платить за жилье);
  • дифференциация мер в зависимости от очередности рождения – уделять больше внимания стимулированию рождения не второго, а третьего ребенка;
  • большее значение имеют меры не единовременные, а относительно продолжительные (выплату ежемесячного пособия до 1,5 лет постепенно продлевать ежегодно – в перспективе до трех лет – и дифференцировать его долю от заработной платы в зависимости от очередности рождения ребенка);
  • «материнский капитал» предоставлять и на третьего, и последующих детей, при этом важно также скорректировать возможность его использования на лечение всех детей, а также дать возможность использовать его в качестве вклада в банке;
  • молодежь подвержена рекламе, быстрее и относительно легче, чем люди старшего возраста, восприимчива к новому образу жизни (если он пропагандируется как модный); это свойство молодежного менталитета можно использовать и в пропаганде семейного образа жизни в зарегистрированном браке.

Исследователи считают необходимой разработку новой Концепции общественного здоровья РФ. Должен быть изучен накопленный российскими регионами в последние 7–10 лет опыт разработки и реализации программ демографического развития (в том числе и на муниципальном уровне). Особое место в решении проблем демографической безопасности занимает управление миграционными процессами.

Прежде всего, речь идет о повышении качества миграционной политики государства, о безусловной минимизации нелегальной иммиграции. Далее, должна быть «четко дифференцирована политика в отношении легальной миграции – как постоянной, так и временной, что, в свою очередь, предполагает очевидные приоритеты и режимы благоприятствования в миграционной политике в пользу квалификации, компетентности, конкурентоспособности, культурной и поведенческой совместимости».

В России достаточно активно развивается внутренняя миграция, полноправные граждане России едут учиться, жить, работать в другие субъекты Федерации, в крупные города. Вместе с тем тот, кто приезжает в регионы с другими культурными, историческими традициями, должен с уважением относиться к местным обычаям – к обычаям русского и всех других народов России.

«Всякое другое – неадекватное, агрессивное, вызывающее, неуважительное – поведение должно встречать соответствующий законный, но жесткий ответ, и в первую очередь со стороны органов власти».

Демографический фактор играет важную роль в развитии наций и стран, о чем убедительно свидетельствует исторический опыт, в том числе опыт России. В XXI в. Российской Федерации придется разрешать две главные проблемы в области демографической безопасности. Первая – это проблема, связанная со снижением смертности, повышением безопасности индивидуального выживания и продолжительности жизни. Задача непроста, однако, как показывает опыт значительного числа стран, она принципиально решаема. В целом понятны способы ее решения и в России; достаточно полно они представлены в Концепции 2025.

Вторая – проблема, связанная с коллективным выживанием нации, с противодействием процессам депопуляции. Теоретически выявлены только два пути ее разрешения: повышение рождаемости и расширение иммиграции. Добровольное значительное повышение рождаемости в ближайшем будущем маловероятно. Неэффективны попытки добиться ее подъема с помощью прямого или косвенного принуждения.

Наиболее плодотворной является политика, направленная против деградации семьи, на создание благоприятных условий, постепенно формирующих модель многодетной семьи. Вполне возможно проведение разумной миграционной политики для пополнения демографических ресурсов страны. Этот путь далеко не безопасен. Однако нельзя не понимать его неизбежности, поскольку это – часть механизма восстановления демографического равновесия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)