История развития рукопашного боя

На Руси в средние века рукопашный бой и различные единоборства имели выраженные национальные особенности. Всем известны кулачные бои, которые были широко распространены по всей Руси и до сих пор в некоторых местах проводятся на Масленицу и другие народные праздники. Славянские воины отличались доблестью и мужеством, что зафиксировано в многочисленных летописях. Так, например, в западноевропейских сагах есть упоминание о «длиннобородом» Ильдигизе (Илья Русский), который во главе отряда славянских воинов успешно сражался на стороне готов против римлян. Позднее он был принят на службу к византийскому императору Юстиниану начальником отряда дворцовой стражи.

Эффективность системы подготовки славянских воинов подтверждается многочисленными победами в поединках, сведения о которых дошли к нам из глубины веков. Так, Мстислав Удалой одержал победу над князем косогоров Редедеем, Никита Кожемяка победил богатыря из племени печенегов.

В летописи XII в. говорится о жившем в Переславле Русском богатыре Демьяне Куденевиче. В текстах описывается, как он с пятью товарищами и одним слугой сражался с отрядами врагов, многократно превосходивших по численности, и побеждал их. Известен подвиг Евпатия Коловрата, рязанского воеводы, который во времена татаро-монгольского нашествия сражался во главе небольшого отряда против войск хана Батыя. Практически все русские воины полегли в неравном бою, однако врагов было уничтожено в 10 раз больше. Доблесть и мужество русских воинов настолько поразили Батыя, что он отпустил на свободу оставшихся в живых пятерых ратников, а все погибшие были похоронены.

Основы воинской подготовки на Руси закладывались с детских лет во время праздников, различных игрищ, где единоборства и боевые игры были обязательной составляющей. Сохранились многочисленные сведения о кулачных, палочных боях, которые были на Руси средством потехи и увеселения молодежи. Эти бои обычно проводились на праздники (каких в то время было немало), зимой действие могло происходить на льду. Из бойцов составлялись две стенки, выбирались стеношные атаманы, пелись специальные частушки под драку, проводились индивидуальные поединки и бой стенка на стенку. Всё действо происходило по строго определенным правилам, запрещающим бить лежачего, наносить удары в пах, спину и т. п.

В княжеских дружинах боевая подготовка была комплексной и включала в себя владение мечом, копьем, секирой, стрельбу из лука, верховую езду и т. п. Вооружение русских воинов, как правило, не включало тяжелых защитных лат и, соответственно, в бою приходилось в основном полагаться на силу, быстроту реакции, сноровку и т. д. Дружинники проводили также бои за овладение вершиной кургана, так называемые поминальные игрища, которые входили составной частью в обряд погребения павших товарищей (тризна).

Интересно
Приобретать признаки системы и как-то оформляться русская школа боевых искусств стала лишь в XVII–XVIII вв. В 1647 г. увидел свет первый русский воинский устав «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», где значительное внимание было уделено приёмам и действиям с холодным оружием. В 1700 г. был издан первый строевой устав «Краткое обыкновенное учение», в котором излагались основы владения оружием со штыком.

Документы, изданные в последующем, – Воинский устав (1716), Морской устав (1720) – также уделяли значительное внимание вопросам подготовки к штыковому бою. Так, например, воинский устав рассматривает последовательность обучения приемам штыкового боя. Обучение начинается на месте, без выпада, с различными поворотами в разные стороны, затем уже с выпадом, в разомкнутом и сомкнутом строю и т. д., предъявляются качественные требования к выполнению приемов – быстрота, четкость, сила.

Выдающимися российскими военачальниками П. А. Румянцевым, А. В. Суворовым, М. И. Кутузовым, Ф. Ф. Ушаковым, М. И. Драгомировым был внесен большой вклад в развитие отечественной школы рукопашного боя. Так, А. В. Суворовым в его известных трудах «Наука побеждать» и «Полковое учение» были изложены такие ныне общеизвестные принципы обучения, как доступность обучения, последовательность, достаточность и необходимость, т. е. «учить войска тому, что необходимо на войне».

Требования, которые выдвигал А. В. Суворов к офицерам, обучавшим солдат, предполагали показ, подробное растолкование, а также отсутствие жестокости и излишней торопливости. Заключительный этап обучения предполагал проведение комплексных тренировок штыкового боя, в том числе двухсторонние (сквозные) атаки, которые служили средством психологической подготовки к реальному штыковому бою.

Адмирал Ф. Ф. Ушаков, выдающийся российский флотоводец, также ввел на флоте подготовку к рукопашному бою и в качестве обучения использовал «абордажные игры». В целом, в XVIII и XIX вв. в русской армии была одна из прогрессивных систем боевой подготовки, важной частью которой являлся и рукопашный бой. Однако к середине 50х гг. XIX в. в русскую армию стали внедрять прусские порядки, что отрицательно сказалось на уровне боевой и физической подготовки войск. В результате чего была проиграна Крымская компания (1853–1856). Это послужило основанием для переработки содержания обучения.

В содержание подготовки включается фехтование (штыковой бой), гимнастика, а в 1861 г. разрабатываются новые «правила для применения штыка в бою». В этих правилах были разработаны: техника уколов, ударов штыком и прикладом, отбивов, обманов, передвижений, тактика их применения; было сделано описание свободного боя на штыках, а также приведен перечень и дано описание материального обеспечения занятий. Было разработано содержание комплексной тренировки и тактики группового рукопашного боя. В связи с этим в содержание занятий вводилось фехтование на ружьях с эластичным штыком и ежедневные тренировки по штыковому бою.

В Советском Союзе рукопашный бой как учебная дисциплина боевой подготовки постоянно совершенствовался и был одним из основных разделов физической подготовки, по которому в системе Всевобуча проводились занятия с бойцами Красной Армии. В 1919 г. была разработана первая программа по рукопашному бою. Как дополнение к «Строевому уставу пехоты РККА» было утверждено руководство «Обучение штыковому бою», в котором излагалась методика комплексной тренировки по преодолению препятствий, рукопашному бою, метанию гранат и совершенствованию волевых качеств.

В 1922 г. в «Программу по физической подготовке Красной Армии» был включён раздел «Способы защиты и нападения без оружия», в том числе приёмы борьбы и бокса. Эта программа была предназначена для проведения комплексных соревнований по преодолению препятствий, метанию гранат и рукопашному бою в полевых условиях. В 1922–1923 гг. в клубах РККА организовываются секции по физической культуре, где начинают проводиться занятия по разделам рукопашного боя «Владение холодным оружием» и «Способы защиты и нападения без оружия». Это послужило развитию массового спорта в Красной Армии и способствовало подготовке судей по спорту.

Основоположниками отечественного рукопашного боя были В. А. Спиридонов и В. С. Ощепков, а позже, в 20–40х гг., их последователями стали А. А. Харлампиев, В. П. Волков и др. Это послужило рождению советского боевого искусства «Рукопашный бой» («Самозащита без оружия» – самбо). Одним из создателей самбо был ветеран русско-японской войны 1905 г. В. А. Спиридонов (1883-1943).

Система Спиридонова специально разрабатывалась для сотрудников НКВД, органов госбезопасности, пограничных и конвойных войск. Большой вклад в создание самбо внес преподаватель Московского института физкультуры В. С. Ощепков (1892–1937). Его заслуга заключалась в том, что он обогатил и расширил содержание дзюдо и разработал новую систему самозащиты для наших условий. Не А. А. Харлампиеву, а В. С. Ощепкову посвящен художественный фильм «Непобедимый», где главную роль сыграл актер А. Ростоцкий. То, чем занимался В. С. Ощепков, называлось «борьбой вольного стиля», или «борьбой в одежде – дзиудо». Большой вклад внес В. С. Ощепков в становление и совершенствование рукопашного боя в Красной Армии.

Интересно
Несмотря на проделанную работу в развитии единоборств в России, в сентябре 1937 г. В. С. Ощепков был арестован как «враг народа» или японский шпион и через 10 дней после ареста был убит в тюрьме, продемонстрировав свое искусство на палачах из НКВД в камере для допросов и пыток. Но руководящие органы, оценив силу и значение самбо, пришли к выводу, что «невидимое оружие пролетариата» (самбо) не должно иметь массового распространения.

Его разделили на спортивное (для массовых занятий) и боевое (для работников НКВД и военных разведчиков, которых обучали не только броскам, но и специальным боевым приемам). Приемы борьбы также были включены в комплекс ГТО («Готов к Труду и Обороне») как раздел «Боевое самбо». В конце 30х гг. борьба самбо была засекречена; с одной стороны, ею занимались сотрудники спецслужб, с другой – сотрудники НКВД и военной разведки. Сотрудники спецслужб делали упор на технику обезоруживания, задержания и конвоирования. Целью сотрудников НКВД и военной разведки являлось уничтожение противника в процессе ведения боевых действий, т. е. в условиях войны.

В 1940 г. В. П. Волков, который прошел обучение как у В.А. Спиридонова, так и у В. С. Ощепкова, соединил содержание обеих систем и изложил их в учебнике для школ НКВД. А. А. Харлампиев (1906–1979) продолжил работу в этом направлении, подготовил учебник «Борьба самбо» (1949) и исключил из содержания удары, удушения, опасные броски, приемы самозащиты от вооруженного противника. В 1953 г. военным издательством с грифом «Для служебного пользования» было издано учебное пособие «Самбо. Специальные приемы».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)