Теория асимметричной информации как призма финансовых концепций

Теория «асимметричной информации» отрицает основные принципы неоклассической теории функционирования рыночной
экономики.

Во-первых, неоклассическая теория доказывает, что рынок работает в условиях совершенной информации, при которой все участники рынка получают полную и достоверную информацию.

Во-вторых, информация отображается в единой равновесной цене товара.

В-третьих, рыночный механизм регулирования обеспечивает общее равновесие в экономике.

Основные теоретические выводы новой парадигмы заключаются в следующем:

  • рыночная экономика функционирует в условиях асимметичной информации. В реальной экономике информация, на основе которой экономические агенты рыночных отношений принимают решение, сложная и многогранная, а доступность к информации различна, что приводит к ослаблению мотивов предпринимателей к максимизации прибыли;
  • на рынке нет единой равновесной цены, в которой содержится вся информация. На каждом конкретном рынке формируются свои цены;
  • рыночный механизм не обеспечивает общего равновесия в экономике. В каждой из отраслей формируется свое специфическое равновесие;
  • в условиях асимметричной информации повышается регули-рующая роль государства;
  • новая парадигма является универсальной – ее методы анализа экономики и финансов можно применять как на микро-, так и на макроуровне.

В новой парадигме особенно проявилась важность банков – главных институтов современной экономики. Дж. Сгиглиц отмечает, что неспособность понять ключевые аспекты финансовых институтов и их новой роли и является главной причиной многих последних неудач макроэкономической политики (например, рецессии 1991 г. в США, жесткие кризисы в Восточной Азии, мировой финансовый кризис в 2008 г.). При разработке монетарной политики предлагаются первоочередные меры по поддержке банков как главных институтов, обеспечивающих предложение кредитов. Все меры должны быть скоординированы, в противном случае они могут противоречить друг другу и даже парализовать действие других экономических и финансовых законов.

Важной проблемой, рассматриваемой в новой парадигме, является уровень процентной ставки за пользование кредитом. Согласно неоклассическому подходу, процентная ставка устанавливается на уровне равновесия спроса и предложения денег и показывает затраты неиспользованных возможностей применения денег, обеспечивающих расчеты по транзакциям. Новая теория обращает внимание на особенность банковской процентной ставки, которая учитывает не только спрос и предложение фондов, но и риски.

Процентные ставки по банковскому кредиту изменяются под влиянием циклического развития. В годы рецессии и кризиса происходит рост расходов по страхованию рисков, в результате чего ставки могут значительно увеличиваться. Банк может также отказать в выдаче кредита тем агентам рыночных отношений, у которых низкий кредитный рейтинг. Государственное регулирование процентных ставок должно предусматривать важные негативные последствия: значительное повышение процентных ставок может вызвать массовое банкротство фирм, отток капитала из страны и снижение валютного курса.

Несмотря на то, что в сферу асимметричной информации попадают все участники экономических отношений, проблема ложности контроля гражданами действий собственного правительства имеет место.

Налоговые органы также не получают всей информации от налогоплательщиков, а практика уклонения от налогообложения широко используется корпорациями.

Со времен классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо, все последующие школы уделяли значительное внимание налогам и разрабатывали налоговые принципы, соответствующие уровню развития экономики.

Дж. Стиглиц как представитель новой парадигмы, выделял пять принципов организации налоговой системы:

  • экономическая эффективность, при которой налоговая система не должна отрицать эффективное распределение ресурсов;
  • административная простота. Система должна быть простой и относительно недорогой;
  • гибкость, подразумевающая быструю реакцию (в некоторых случаях автоматическую) на изменение параметров экономического развития;
  • политическая ответственность, т. е. налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят налоги для более полного и точного отражения экономической системой их пожеланий;
  • справедливость налоговой системы, которая должна быть лояльной в подходах к различным индивидуумам – налогоплательщикам.

Эти принципы отражают широту влияния налогов на развитие рыночных отношений в современной экономике. Налогообложение влияет на общее равновесие, на распределение доходов, формирования сбережений и инвестиций, степень разработки природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Интересно
Принцип простоты и дешевизны налогообложения практически повторялся у представителей всех школ. Дж. Стиглиц рассматривал положение, что официальные административные расходы дополняются косвенными расходами, которые перекладываются на налогоплательщиков. При этом каждой информационной структуре соответствует эффективная структура налогообложения в системе Парето, когда ни один из налогоплательщиков (или ни одна из групп плательщиков) не может улучшить своего положения, не ухудшив при этом положение другого.

Выбор структуры налогообложения, в свою очередь, зависит от функции общественного благосостояния (убеждений относительно неравенства)

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)