Структура и сущность компетентности
Современная педагогическая наука и практика в качестве компонентов содержания образования выделяет не только традиционные знания, умения и навыки, но и качества личности, к которым относятся так называемые компетентности. В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) сформулированы требования к результатам общего образования, в которых заложен компетентностный смысл.
Под компетентностью понимается готовность к решению задач в различных сферах человеческой деятельности на основе использования внутренних и внешних ресурсов. Понятие готовность означает единство потребности в деятельности и способности к деятельности. Например, готовность к педагогической деятельности складывается из потребности в педагогической деятельности и способности к ней.
Способность – это деятельная сила человека, действующая в направлении, задаваемом потребностью. Модусами способности могут быть умения, навыки, способы действий, привычки, память, воображение, внимание, мышление, волевые усилия и т. п. Следует различать компетентность и компетенцию. Если под компетентностью, как сказано выше, понимается качество самого человека (готовность к решению задач), то под компетенцией понимается тот круг задач (вопросов или требований), с которыми человек сталкивается в определенных ситуациях, например в общении или профессиональной деятельности.
Все компетенции делятся на специальные и общие. К общим относят так называемые социальные компетенции, т. е. задачи, которые в социуме приходится решать любому современному человеку, независимо от рода его профессиональной деятельности. Можно сказать, что общие компетенции представляют собой универсальные способы социальной деятельности. Специальные компетенции – это компетенции специалистов в разных видах профессиональной деятельности, т. е. способы решения задач, соответствующие профессиональным требованиям.
Охарактеризуем особенности структуры компетентности, опираясь на представление о компетентности как готовности к решению задач в различных сферах деятельности и жизни. Компетентность имеет в своей структуре когнитивный и личностный компоненты, что определяет ее интегральный характер. Овладевая каким-либо способом деятельности, человек получает личностный опыт присвоения деятельности.
В этом участвуют два механизма формирования способа деятельности:
- личностное присвоение цели деятельности, т. е. осознание процесса управления деятельностью;
- интеграция знаний, умений, навыков и ценностей как компонентов целостной деятельности, а не отдельного действия. Таким образом, в процессе деятельности у человека формируется персональный ресурсный пакет освоенных способов деятельности (решенных задач).
Набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным, что позволит человеку оказываться адекватным типичным ситуациям. Такой набор осваиваемых способов деятельности, в частности, может являться предметом запроса работодателей. Он может быть актуален некоторое количество времени, а затем корректируется в связи с изменением социально-экономической ситуации, развитием техники и технологии и т. д. В отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, компетентность «собирается» лишь в момент ее реализации, т. е., в ответ на ситуацию. Это может быть представлено схематически (рис. 11).
В остальное время (вне проблемной ситуации) элементы компетентности хранятся в «разобранном» виде, а сама компетентность существует лишь потенциально (рис. 12).
Охарактеризуем отдельные компоненты компетентности. Внутренние ресурсы – это знания, умения, навыки предметного, межпредметного, метапредметного и жизненного характера, отношения, а также опыт деятельности (набор «ресурсных пакетов» освоенных видов деятельности).
Конкретизируем эти компоненты внутренних ресурсов:
- знания осваиваются в ходе познавательной деятельности; знания необходимы как средство и для осуществления деятельности, и для дальнейшего обучения в процессе непрерывного образования;
- умение предполагает успешное целенаправленное выполнение действия, задания;
- отношения понимаются как отношения к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение человека к самому себе, своему личному и профессиональному развитию и карьере;
- опыт – то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира.
Человек только тогда начинает обладать компетентностью, когда он анализирует результаты своей деятельности и делает выводы, т. е. оказывается в рефлексивной позиции.
Внешние ресурсы – это все то, что может привлечь человек для решения вставшей перед ним проблемы:
- информационные ресурсы (справочники, энциклопедии, Интернет, эксперты – живые носители специальной информации и др.);
- социальные ресурсы (организации и частные лица – социальные партнеры, личные связи);
- финансовые, материально-технические, технологические и прочие ресурсы.
Самоуправление – целенаправленное управление ресурсным пакетом:
- определение состава ресурсов, необходимого для эффективной деятельности в ситуации;
- поиск и активизация необходимых внутренних и внешних ресурсов;
- их «сборка» и взаимное согласование.
Самоуправление формируется в процессе различных видов деятельности, на основе опыта разрешения множества разнообразных проблемных ситуаций (учебных и жизненных). Мобилизация – готовность действовать в ответ на проблемную ситуацию – предполагает сознательное приложение в определенном направлении умственных и физических усилий. Она формируется подобно привычке.
Мобилизованность – привычка преодолевать трудности, постоянная готовность к приложению усилий, если это необходимо. В то же время мобилизация тесно связана с мотивацией. Деятельность, основанная только на самопринуждении, не так эффективна, как деятельность, основанная на системе положительных внутренних мотивов.
Таким образом, компетентность отличается от элементов функциональной грамотности – навыков, умений, знаний – тем, что позволяет решать не отдельную задачу, а целый класс задач:
- компетентность, в отличие от навыка, осознанна;
- в отличие от умения – переносима (связана с целым классом предметов воздействия), не совершенствуется по пути автоматизации и превращения в навык, а наращивается по пути интеграции с другими компетентностями (через осознание общей основы деятельности, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов);
- компетентность, в отличие от знания, существует в форме деятельности (в том числе и умственной), а не осмысленной информации о ней.
- Развитие коммуникативной компетенции в групповой работе
- Особенности деловой игры
- Коммуникативная компетентность педагога
- Нерефлексивное и рефлексивное слушание
- Умение слушать
- Умение задавать вопросы
- Задачи профессиональной педагогической деятельности
- Функции профессиональной педагогической деятельности
- Коммуникативная компетенция в структуре общих компетенций
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу