Специальный надзор полиции и особенности его осуществления

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор – это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом административных ограничений его прав и свобод, а также выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Субъектом административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, являются подразделения по организации и осуществлению административного надзора или должностные лица, на которых возложены обязанности по его осуществлению.

В целях реализации требований Федерального закона издан приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», определяющий формы и методы осуществления органами внутренних дел наблюдения за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом административных ограничений и соблюдением обязанностей, а также полномочия сотрудников полиции при осуществлении административного надзора.

Посредством административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, решаются следующие задачи:

  • предупреждение совершения данной категорией лиц преступлений и других правонарушений;
  • оказание на указанных лиц индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов;
  • ресоциализация данных лиц.

Административный надзор за указанной категорией лиц устанавливается решением суда в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, по исковым заявлениям исправительных учреждений – в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, и органов внутренних дел – в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенного в каче-стве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы, ограничением свободы.

Административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость. Основания постановки данных лиц на административный надзор предусмотрены ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Административный надзор может быть установлен на срок от 1 года до 3 лет, но не свыше срока для погашения судимости.

Срок административного надзора может исчисляться со дня:

  • постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания;
  • вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора;
  • отбытия наказания в виде ограничения свободы в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

В отношении поднадзорного лица могут быть установлены административные ограничения:

  • запрет пребывания в определенных местах;
  • запрет посещения мест проведения публичных мероприятий и участия в них;
  • запрет пребывания вне помещения, являющегося местом жительства в определенное время суток;
  • запрет выезда за установленные судом пределы территории;
  • обязательная явка в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания от одного до четырех раз в месяц для регистрации.

Течение срока административного надзора может приостанавливаться в случаях объявления поднадзорного лица в розыск, признания его безвестно отсутствующим или заключения под стражу и возобновляться после устранения данных обстоятельств.

Осуществляя административный надзор, органы внутренних дел обязаны разъяснить поднадзорному лицу его правовое положение, предупредить об ответственности за нарушение установленных административных ограничений; вести учет, осуществлять индивидуальную профилактическую работу и систематический мониторинг соблюдения последним возложенных на него обязанностей и ограничений, а также объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица, уклоняющегося от административного надзора.

Кроме того, в обязанности полиции входит письменное уведомление потерпевшего и (или) его представителя о прекращении административного надзора в день прекращения административного надзора.

За несоблюдение поднадзорным административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, а также уклонение от административного надзора установлена административная (ст. 19.24 КоАП РФ) и уголовная (ст. 314.1 УК РФ) ответственность.

Административный надзор прекращается по следующим основаниям:

  • истечение срока административного надзора;
  • снятие судимости с поднадзорного лица (за исключением лица, совершившего преступление против половой неприкосновенности малолетнего);
  • осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания (за исключением лица, совершившего преступление против половой неприкосновенности малолетнего);
  • вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;
  • смерть поднадзорного лица;
  • прекращение применения принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, совершившего преступление против половой неприкосновенности малолетнего, если имеющаяся у него судимость погашена или снята;
  • погашение или снятие судимости, если применение принудительных мер медицинского характера в отношении поднадзорного лица, совершившего преступление против половой неприкосновенности малолетнего, было прекращено ранее.

Полиция занимает ведущую ступень среди субъектов административного надзора. Она выделяется наиболее широкой предметной компетенцией, полномочиями в области применения мер административного принуждения.

Статьи по теме
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)