Правила разрешения коллизии при квалификации преступлений

В юридической литературе под правилами разрешения коллизии (их еще называют коллизионными правилами или способами разрешения коллизии) понимают доктринальные правила по установлению, устранению и преодолению коллизии между нормативными предписаниями, закрепленными в формально-юридических источниках уголовного права.

Они обладают «наибольшим властным началом», в силу которого способны разрешить возникшее противоречие между нормативными предписаниями, установить порядок их реализации и тем самым стабилизировать правовую систему, поддержать ее равновесное состояние.

Наука уголовного права выделяет три группы правил (способов), направленных на разрешение коллизии нормативных предписаний – ее установления, устранения и преодоления. В юридической литературе отмечается, что установление коллизии (противоречий) осуществляется в два этапа. Первый заключается в выделении из общей массы предписаний тех из них, которые определяют разные по одному и тому же вопросу решения. Второй этап состоит из проверки на непротиворечивость выделенных предписаний.

Интересно
Таким образом, вначале из общей массы предписаний выделяются те, которые могут содержать противоречие, а затем осуществляется проверка их непротиворечивости. При устранении коллизия ликвидируется полностью и навсегда, путем внесения соответствующих дополнений или изменений в действующее законодательство. Иными словами, устранение коллизии – это деятельность законодателя, который, собственно говоря, и породил данные коллизионные отношения между нормативными предписаниями.

Однако нормотворческий процесс, особенно уголовного законодательства, непростая задача. Это длительная, нередко конфликтная, процедура кодификации отечественного уголовного законодательства. В юридической литературе называются разные способы законодательного устранения коллизии. К наиболее часто встречающимся относятся следующие из них.

Коллизия преимущественно устраняется путем: лишения юридической силы одного или нескольких конфликтующих нормативных предписаний; внесения изменений в одно из нормативных предписаний, с тем чтобы оно впредь не вступало в противоречие с другими предписаниями; одновременного внесения изменений во все коллидирующие нормативные предписания. Примером этому может служить внесение изменений в примечания к ст. 201 УК РФ, которыми исключен из уголовного закона п. 2, поскольку он прямо противоречил статьям 8 и 14 УК РФ.

Указанным пунктом предусматривалось, что вред от преступлений, уголовная ответственность за совершение которых установлена предписаниями гл. 23 УК РФ, должен причиняться исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, а уголовное преследование должно было осуществляться по заявлению данной организации или с ее согласия.

Между тем деяние признается преступлением не по воле или согласию потерпевшего, а только тогда, когда оно содержит все признаки состава преступления и, соответственно, обладает свойствами общественной опасности, уголовной противоправности, виновности и наказуемости. Общественная опасность состоит в причинении реального вреда (ущерба) охраняемым Кодексом интересам личности, обществу, государству или создании угрозы его причинения.

В уголовном законе нет ни одной нормы, которая предусматривала бы ответственность деяния, не обладающего общественной опасностью, т. е. не причиняющего существенного вреда. Кроме того, в реальной экономической системе не существует таких коммерческих организаций, которые причиняли бы вред исключительно ей без ущерба для взаимодействующих с ней других организаций. Данные высказывания находят свое подтверждение в пунктах 2 и 3 постановления Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положений частей второй и четвертой статьи 20, части шестой статьи 144, пункта 3 части первой статьи 145, части третьей статьи 318, частей первой и второй статьи 319 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Законодательного Собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда города Мурманска» от 27.06.2005 г. № 7-П, где отмечается: «Введение законом уголовной ответственности за то или иное деяние является свидетельством достижения им такого уровня общественной опасности, при которой для восстановления нарушенных общественных отношений требуется использование государственных сил и средств решение вопросов о возбуждении уголовного дела и его дальнейшем движении, а также о прекращении уголовного дела или уголовного преследования не зависит от волеизъявления потерпевшего – оно предопределяется исключительно общественными интересами, конкретизируемыми на основе требований закона и фактических обстоятельств дела».

В свою очередь, под преодолением коллизии в юридической литературе принято понимать разрешение коллизии в конкретном случае в процессе правоприменительной практики, путем выбора применяемого нормативного предписания из числа нескольких. Иными словами, преодоление коллизии – это деятельность правоприменителя, который при принятии юридического решения по конкретному делу обязан выбрать одно из нормативных предписаний, подлежащих применению с учетом фактических обстоятельств дела.

Для преодоления коллизии, как того требует теория права, необходим определенный коллизионный механизм. Он должен включать в себя систему разъяснений, уполномоченных на то органов, с помощью которых можно было бы преодолеть любую конкретную разновидность правовой коллизии. В первую очередь преодоление коллизии должно основываться на применении нормативных разъяснений, которые по своей сути являются коллизионными нормативными предписаниями, т. е. предписаниями закона, включающими в себя правила выбора нормативного предписания, подлежащего применению и имеющего приоритет в конкретном случае.

Интересно
Большинство таких предписаний предусмотрено Конституцией РФ. Например, в ее статьях 15 и 76 содержатся коллизионные нормативные предписания о правилах преодоления иерархической коллизии, где определено, что федеральные законы и иные правовые акты не должны противоречить предписаниям Конституции; в ст. 54 предусмотрены правила преодоления темпоральной коллизии; в статьях 71, 72 и 76 предусмотрены правила преодоления территориального и содержательного видов коллизии – в них раскрываются вопросы предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также вопросы приоритета применения их нормативно-правовых актов.

Эти правила обязательны при применении нормативных предписаний всех отраслей законодательства. К коллизионным нормативным предписаниям уголовного закона можно отнести, например, нормативные предписания, предусмотренные ст. 1, ч. 2 ст. 2, статьями с 3 по 7, с 8 по 10, частями 1, 2 и 3 ст. 11, частями 1 и 2 ст. 12, ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 331 УК РФ и многими другими.

Кроме того, как отмечается в юридической литературе, для преодоления коллизии существует более простой и универсальный способ – это толкование нормативных предписаний.
В доктрине отечественного уголовного права под толкованием принято понимать уяснение или разъяснение смысла уголовного закона, выявление воли законодателя, выраженной языковыми средствами в форме, определяемой полномочиями органа, осуществляющего толкование, в целях точного его применения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)