История развития учения о морали в мировой и отечественной мысли
Рассмотрение данного вопроса разделим на две части: это развитие учения о морали в мировой истории и развитие учения о морали в отечественной практике.
Развитие этики в Античную эпоху.
Основоположником этики как философской науки о морали считается Сократ.
В его этическом учении выделяются два важных момента:
- смысл человеческой жизни состоит в получении знаний; без вещей можно прожить;
- человек должен совершенствовать свои таланты.
Впервые термин «этика» ввел Аристотель, для него это некая сумма знаний и поучений, касающихся духовных качеств человека. Понятие «мораль» является калькой понятия «этика». Латинское слово «мос» (mos) – смысловой аналог слова «этос». Во множественном числе «мос» звучит как «морэ» (mores). В таком виде оно и было использовано оратором Цицероном (1 в. до н.э.) при переводе аристотелевских текстов.
Античные философы разработали следующие моральные принципы:
- эвдемонизм – это стремление к счастью, и в этом состоит смысл человеческой жизни (Антисфен, Аристотель. Цицерон);
- гедонизм – это получение наслаждений и отсутствие страданий, и этому подчинены все моральные требования (Демокрит, Аристипп, Эпикур, Лукреций);
- аскетизм – это самоотречение, отказ от всего мирского, подавление чувственных стремлений (Зенон, Диоген);
- этический релятивизм – это разное содержание понятий (Добро и Зло) у разных народов, социальных групп, отдельных людей; на формирование этических норм большое внимание оказывают обстоятельства, время и место (Протагор, Пиррон).
Этика Средневековой эпохи
Представители Средневековья отвергли многие этические положения Античности. Теперь мораль рассматривалась не с научной точки зрения, а как практическая рекомендация, вытекающая из учения Церкви. Произошла смена парадигмы: стремление к счастью было заменено на любовь к Богу. В это время появилась идея о моральном равенстве людей и выражением морального равенства стало «золотое правило» этики: «Поступай по отношении к другим так же, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе».
Этика Нового времени
Хронология периода – середина XVII – XIX вв. Новое время – это эпоха, когда западная цивилизация модернизироваться и этот процесс затронул все сферы жизни.
Ученые полагали, что мораль нуждается в серьезном научном анализе, но методы естественных наук (физика и геометрия) здесь не подходили. Центральной идеей общеобязательной морали выступил человеческий разум.
В этот исторический период произошло разделение философов на два направления:
- 1 направление (Гоббс) – человеческая природа является изначально испорченной и эгоистичной, но чтобы сгладить эгоистические порывы необходимо вмешательство государства и закона; это заставит членов общества уметь договариваться;
- 2 направление (Т. Мор, Ж-Ж. Руссо, К. Гельвеций) – человеческая природа является изначально доброй и благородной, но она может пострадать от неограниченного господства частной собственности. Ученые считали, что необходимо создавать гражданское общество, в котором поступки человека приобретут нравственный характер.
Этика Новейшего времени
Хронология периода – (XX в.) Новейшее время – это эпоха завершения индустриальных революций, крушения мировых империй, противостояния двух идеалогических систем, формирование постиндустриальной культуры и общества потребления.
В Новейшее время стремительно развивается научно-рационалистическое направление, которое было представлено учениями позитивизма и прагматизма. Представители позитивизма (Б. Рассел, С. Тулмин) утверждали, что этика – это не наука, а проявление чувств и эмоций людей.
Представители прагматизма (У. Джеймс, Дж. Дьюи) сформулировали два основополагающих принципа:
- 1 принцип – добро не является абстрактной категорией, оно всегда отвечает какой-то определенной потребности;
- 2 принцип – каждая моральная ситуация уникальна, поэтому не существует «абсолютных» истин, а каждый раз требуется новое решение.
Так же учение прагматизма отмечало, что человек постоянно решает конкретные задачи по достижению целей и, следовательно, должен подбирать адекватные средства и технологию действий. Они и будут считаться моральными. Таким образом, прагматизм придал моральным понятиям ситуативный характер.
Иррационалистическое направление:
- 1 группа – психоаналитическая этика (З. Фрейд) утверждала, что в структуре моральной личности основное место занимает бессознательное (Оно), которое представляет собой сексуальные импульсы, определяя рационализм личности (Я); Сверх-Я принимает культурные и моральные стереотипы, общественные запреты, которые подавляют свободное выражение бессознательного. Под влиянием Сверх-Я человек преобразовывает сексуальную энергию в творческую. Если этого не произойдет, человек становится неврастеником.
- 2 группа – экзистенциализм (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс) пытался обосновать «новую этику», которая должна была заниматься не общечеловеческими нравственными проблемами, а проблемами индивидуального существования человека. К экзистенциализму близко учение персонализма (Э. Мунье, Ж. Лакруа, П. Рикер). Здесь главное положение – личность имеет свободу выбора; она делает человека уникальным, который может решать нестандартные моральные ситуации и свободно принимать непредсказуемые решения.
Религиозные учения:
- неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон, К. Ранер) предлагает объединить религиозно-мистический подход и научно-рационалистическое мировоззрение для решения нравственных проблем;
- неопротестантизм (К. Барт, П. Тиллих, З. Брунер, Р. Нибур) утверждал, что мистический страх, нравственные проблемы коренятся в отчуждении от Бога, а выход был в индивидуальной вере, уповании на божественный промысел.
В.Г. Белинский (1811–1848 гг.):
- человек имеет свободу выбора и сам решает, как ему поступать в той или иной ситуации;
- человек является высшей ценностью и имеет право на свободу, счастье, проявление своих способностей;
- зло заключается не в человеке, а в обществе, поэтому надо стремиться к созданию разумно организованного общества, в котором отсутствуют классовые и сословные привилегии, реализуются права и свободы человека.
А.И. Герцен (1812–1870 гг.):
- центральная проблема этики – это взаимоотношения личности и общества;
- смысл человеческой жизни заключается в социальной и гражданской деятельности;
- мещанство (трусость, ханжество, вульгарность) аморально;
- разработка основ революционной этики, принципов морали революционера.
Ф.М. Достоевский (1821–1881 гг.):
- нравственное совершенствование человечества принадлежит русскому народу;
- корни Добра и Зла уходят в природу человека, в мироздание;
- основа морали состоит в глубокой и свободной любви человека к Богу.
В.А. Соловьев (1853–1900 гг.):
- человек рассматривается как промежуточное звено между природным и божественным;
- нравственные ценности принадлежат христианской церкви.
Н.Ф. Федоров (1823–1903 гг.):
- главный источник Зла и причина всех страданий – Смерть, поэтому разумно делить общество на живущих и умерших;
- нравственным императивом являются обязательства перед умершими.
Л.Н. Толстой (1828–1910 гг.):
- критика существующих учений отсутствует;
- высшее благо в этике – человеческая жизнь, цель человека- самосовершенствование;
- источник Зла состоит в грехах, соблазнах и суевериях; всякая власть есть Зло, но свергать ее надо не насильственным путем, а пассивным воздержанием от исполнения государственных обязанностей;
- моральный климат в обществе формирует Церковь.
В советский период особого внимания заслуживает Моральный кодекс строителя коммунизма, принятый XXII съездом КПСС в 1961 г.
Таким образом, морально-этические учения прошли определенные этапы исторического развития, их главной целью был поиск такого нравственного общества, при котором максимально реализуются права и свободы человека.
- Механизмы внедрения норм служебного этикета в деятельность государственных и муниципальных служащих
- Внешний вид государственного и муниципального служащего
- Этикет телефонного разговора
- Этикетные правила деловой переписки
- Речевой этикет государственного и муниципального служащего
- Правила служебного этикета при приветствии и представлении
- Этикетные правила взаимоотношений между начальником и подчиненным
- Опыт внедрения принципов морали в деятельность органов власти Японии, Китая и Южной Корее
- Формирование нравственных основ государственной службы Великобритании, Германии, Нидерландов, Канады и Австралии
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу