Характеристика окружающей среды предпринимательской деятельности
В экономической теории понятие «риск» рассматривается в связи с предпринимательской деятельностью.
Джон Мейнард Кейнс называл издержками риска отклонение действительной выручки от ожидаемого дохода.
Йозеф Шум петер утверждал, что в затраты предпринимателя входит премия за риск.
Можно выделить два направления в теории риска: классическое и неоклассическое.
В классической теории предпринимательского риска выделяют две части предпринимательской прибыли: процент на вложенный капитал и плата за риск. Риск в классической теории — математическое ожидание потерь в связи с проведением определенного управленческого решения, связанного с деятельностью фирмы.
Неоклассическая теория рассматривает предпринимательский риск как результат того, что предприниматель осуществляет свою деятельность в условиях неопределенности, и прибыль, полученная в результате этой деятельности, является случайной величиной. При одинаковом размере потенциальной прибыли предприниматель выбирает тот вариант управленческого решения, который связан с наименьшим уровнем риска. Предприниматели стремятся к получению прибыли, следовательно, идут на риск.
Риск является неотъемлемой частью бизнеса. Он оказывает влияние на результаты деятельности, процесс принятия управленческих решений, общее положение фирмы. Риск рассматривается как результат принятия управленческих решений в условиях неопределенности. Ситуации, когда вероятность наступления событий заранее установить невозможно или нельзя устранить их появление, называются неопределенностью. Неопределенность измерить сложно, это более широкое и емкое понятие.
Проблему неопределенности наиболее четко и подробно обосновал Френк Хайт. Он отмечал, что в «экономике проблема неопределенности неизбежна, потому что сам экономический процесс нацелен на будущее».
Понятие неопределенности ситуации, в которой осуществляется бизнес, связано с состоянием окружающей среды, которая бесконечна. Она включает в себя все, что находится вне фирмы.
Окружающая среда состоит из ряда секторов, или фрагментов, внешней окружающей среды, содержащих сходные элементы.
Каждая фирма должна анализировать десять секторов: производство, сырье, человеческие ресурсы, финансовые ресурсы, рынок, технологии, экономические условия; правительственные, социокультурные и интернациональные факторы. Окружающую среду можно представить следующим образом (рис. 2.1).
Сегодня уровень неопределенности, масштабы изменений внешней среды существенно возросли.
Выделяют несколько уровней внешней среды:
- глобальная внешняя среда (мегауровень) не зависит от национальных границ, отражает возможности и угрозы для бизнеса во всем мире, изменения отношений между странами, например введение санкций по отношению к отдельным странам;
- удаленное окружение (макросреда) включает: экономические, политические,технологические, экологические и другие факторы, которые складываются объективно и формируют общие условия функционирования компаний;
- общая окружающая среда складывается объективно, независимо и влияет на деятельность фирмы косвенно. Фирма должна приспосабливаться, адаптироваться к сложившимся условиям или к потенциальным изменениям. К ним относятся: политическая ситуация, законодательная база, экономические условия, состояние финансового сектора, демографические и культурные характеристики общества, научно-технический уровень экономики, международные условия.
Отраслевое окружение (мезоуровень) характеризуется следующими факторами:
- входные барьеры;
- власть продавца;
- власть покупателя;
- доступность товаров-заменителей;
- конкуренция компаний, производящих сходные продукты и услуги.
Очень часто рассматривают территорию ведения бизнеса.
Операционное окружение компании (микроуровень или ее еще называют конкурентная среда (оперативное окружение))
формируется в результате взаимодействия компании с партнерами по бизнесу. Это: потребители; поставщики; кредиторы; конкуренты, а также государственные регулирующие организации; общественное мнение к продукту компании, бренду и т.д. Это факторы, которые определяют возможности компании приобретать необходимые ресурсы и выгодно размещать на рынке товаров и услуг; уровень конкуренции на соответствующем сегменте рынка и др. Операционное окружение больше поддается контролю со стороны компании, т.е. она может активно управлять микросредой.
Для того чтобы фирма могла реагировать на изменения окружающей среды, она должна постоянно исследовать происходящие вне ее события.
Неопределенность, ощущаемая фирмой в целом, складывается из суммы неопределенностей секторов окружающей среды. Сложность и изменчивость окружающей среды создает потребность в сборе информации. Неопределенность означает на уровне фирмы, что управленческие решения принимаются в условиях ограниченности информации об окружающей среде. В результате возрастает риск ошибок в принятии решений, осуществлении деятельности; увеличивается вероятность потерь и возникновения кризисной ситуации.
Характеристика окружающей среды, создающей неопределенность, зависит от того, насколько она проста или сложна, а события, происходящие вне поля деятельности фирмы, — стабильны или нестабильны. По мнению зарубежных ученых, показатели простоты/сложности и стабильности/нестабильности образуют матрицу, позволяющую оценивать степень неопределенности окружающей среды фирмы.
Уровень сложности и неопределенности окружающей среды возрастает. Решающим фактором становится скорость. Джансон Дженнинг и Лоренс Хотон, изучив и обобщив практику работы крупнейших компаний, описали 25 тактик быстрой работы. Быстрое мышление, по их мнению, отличают следующие свойства: способность предвидеть будущее, быстро и точно оценивать новые идеи и ситуации, постоянно двигаться вперед, реализуя лучшие идеи; учиться на ошибках. Идти на риск реализации нового — требование времени.
Необходим постоянный анализ факторов риска несоответствия внешней среде. Фирма рассматривается как открытая сложная социально-экономическая система, обладающая производственно-техническим, организационным, экономическим, социальным единством.
Системный подход к деятельности фирмы предполагает, что появление новых состояний сопряжено с изменениями как в самой системе, так и во внешней среде, ее окружающей. Эти изменения всегда происходят под влиянием определенных факторов. Кризисные ситуации можно рассматривать как результат негативных изменений в состоянии фирмы. Они, как и любые изменения, возникают под влиянием определенных факторов.
Кризисную ситуацию на фирме можно рассматривать как результат воздействия совокупности факторов риска, способных снизить эффективность работы фирмы (коммерческую, экономическую, социальную, финансовую, производственную, инвестиционную, инновационную и т.п.).
Риск рассматривается как процесс, который представляет собой взаимосвязь трех составляющих:
Следовательно, управляя риском на ранних стадиях, можно предотвратить развитие негативных тенденций; снизить уровень
возможных последствий. Основываясь на данном положении, получил развитие превентивный подход в антикризисном управлении.
- Варианты осуществления трансграничной процедуры в несостоятельности ЕС
- Финансовое законодательство о банкротстве
- Антикризисное управление в Южной Корее, Малайзии и Тайланде
- Антикризисное управление в Японии
- Международные подходы к определению целей и задач систем несостоятельности
- Роль государства в антикризисном управлении
- Презентация плана антикризисных мероприятий
- Условия разработки плана антикризисных мероприятий
- Агрегация и консолидация информации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу