Характеристика методов проблемного обучения
Условием функционирования активных или продуктивных методов является наличие проблемы.
Что понимаем под словом «проблема»:
- Житейская проблема – это бытовое затруднение, преодоление которого очень важно для человека, но которое нельзя решить сразу с помощью тех возможностей, которыми человек располагает в данный момент.
- Научная проблема – это актуальная научная задача.
- Учебная проблема – это проблема, уже разрешенная наукой, но для обучаемого она выступает как новая, неизвестная.
Это поисковая задача, для решения которой обучаемому необходимы новые знания и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.
В разрешении учебной проблемы можно выделить 4 главных этапа:
- создание проблемной ситуации;
- анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде проблемных задач;
- решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;
- проверка решения проблемы.
Проблемная ситуация – это психическое состояние интеллектуального затруднения. Главная задача преподавателя – создать потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.
Для создания проблемной ситуации необходимы следующие условия:
- наличие проблемы;
- оптимальная трудность проблемы;
- значимость для обучаемых результата разрешения проблемы;
- наличие у обучаемых познавательной потребности и познавательной активности.
Анализ проблемной ситуации. На этом этапе определяется, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к известному. Это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач (или одной задачи).
Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано, и что следует определить. Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач – очень важный момент.
Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении задачи. Из большого количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений, которые Подвергаются последовательной проверке.
Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. НеобХодимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов решения проблемы.
Важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений, гипотез. Это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить осмысленный
опыт и знания, что является главным приобретением обучаемого.
Следует отметить, что роль педагога и учащихся на рассмотренных этапах (стадиях) решения учебной проблемы может быть различной:
- если все четыре этапа выполняет преподаватель, то это проблемное изложение;
- если все четыре этапа выполняет обучаемый, то это исследовательский метод;
- если какие-то этапы выполняются преподавателем, а какие-то обучаемыми, то имеет место частично-поисковый метод.
Достоинства проблемного обучения
Можно отметить следующие достоинства проблемного обучения:
- проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;
- проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;
- проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;
- проблемное обучение делает учебный материал более доказательным, а усвоение его более основательным и прочным;
- проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;
- проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы, формирует творческую личность.
Называя достоинства проблемного обучения, постараемся понять, почему педагоги не делают все обучение проблемным.
Причин несколько:
- Продуктивные активные методы не являются универсальными. Не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. При подаче такого материала используются репродуктивные методы.
- Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать познавательный интерес, необходимо, чтобы обучаемые имели некоторый запас знаний. В этой ситуации правомерно применение репродуктивных методов.
- При формировании умений и навыков, где показ, подражание имеют очень большое значение, продуктивные методы уступают репродуктивным по эффективности
- По сравнению с репродуктивными продуктивные методы требуют значительно больших затрат времени на изучение учебного материала
- Продуктивные методы для успешного применения требуют высокой педагогической квалификации преподавателя и больших затрат педагогического труда как на этапе подготовки, так и при проведении проблемного занятия.
Проблемное обучение в отличие от традиционного (сообщающего, повествующего, информирующего) постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления. При анализе экспериментальных данных как зарубежных, так и отечественных психологов и педагогов был сделан вывод о том, что проблемное обучение дает более высокие результаты.
Причинами, обусловливающими более высокую эффективность проблемного обучения, являются, во-первых, большая интеллектуальная активность учащегося, вызываемая познавательной потребностью – желанием найти искомое неизвестное, без которого он не сможет решить поставленную задачу.
Во-вторых, знания усваиваются как некие общие закономерности или способы действий, позволяющие использовать их и
впредь при решении широкого класса других задач
Проблемная задача – это дидактическое понятие, обозначающее учебную проблему с четкими условиями, задаваемыми преподавателем или выявленными и сформулированными кем-либо из обучаемых. Содержанием проблемной задачи выступает противоречие между известным знанием и неизвестным. Поиск неизвестного – это система познавательных, мыслительных действий, которая логически подводит к обнаружению скрытых в условии задачи связей и отношений.
Проблемный вопрос – это входящий в состав проблемной задачи или отдельно взятый учебный вопрос, требующий ответа на него посредством мышления. Вопрос, требующий воспроизведения по памяти, не является проблемным. Следует иметь в виду, что при формулировке вопросов одни вопросительные слова обращены к мышлению, а другие к памяти.
Проблемное задание – это учебное задание, составляемое преподавателем в форме проблемной задачи или проблемного вопроса в целях постановки обучаемых в проблемную ситуацию. Они по своему содержанию могут быть разными: одни построены на противоречиях реальной жизни или противоречивых высказываниях известных авторов, другие – на противоречиях в развитии самой психологической науки, связанных с еще не решенными проблемами и различными точками зрения ученых на них.
Проблемность как принцип обучения – это дидактический принцип, который начинает утверждаться в практической методике обучения. Суть его в следующем: при организации процесса обучения содержание учебного материала не преподносится обучаемым в готовом для запоминания виде, а дается в составе проблемной задачи как неизвестное искомое.
Какие условия нужно соблюдать, чтобы создавать проблемные ситуации:
- Преподаватель дает обучаемым практическое или теоретическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит усвоить по данной теме.
- Предлагаемое учащимся проблемное задание должно соответствовать их интеллектуальным возможностям, т.е. быть достаточно трудным, но разрешимым.
- При предъявлении проблемного задания преподаватель должен учитывать реальный уровень знаний обучаемых.
- В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания, которые должны ставить обучаемых в проблемные ситуации.
- Если обучаемые не смогли разобраться с проблемной ситуацией, то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее, указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению материала, необходимого для его решения.
Итак, мы выделили основные условия, которые должны соблюдаться при создании проблемной ситуации. Все они являются руководством к действию для преподавателя психологии при использовании им методов проблемного обучения.
Приведем в качестве примера проблемные вопросы и задачи по общей психологии, которые преподаватель может избирательно использовать по-своему (в лекциях, на семинарах, практических занятиях, в заданиях на самостоятельную работу и т. д.):
- В изучении психики ученые разных школ и направлений, работавшие (и работающие) в разное историческое время и в разных странах, придерживались разных подходов, с позиций которых ими объясняется психическая жизнь. Так, в истории науки известны: функциональный подход к психике, личностный и деятельностный подход. В чем сущность каждого из них, можно раскрыть в лекции, показав, какая разница между личностным и деятельностным подходами, которых придерживается большинство отечественных психологов; какая разница между функциональным и личностным подходами. Затем можно дать задание подобрать примеры из учебника, показывающие первый, второй и третий подходы.
- Восприятие предмета (вещи, материального объекта) и восприятие слова, его обозначающего. Видите ли разницу? Если да, то в чем эта разница? Можете ли вы привести пример важности учета этой разницы в словесном,
речевом общении (в управленческой или преподавательской деятельности, в общении человека с человеком?) - Речь – внешнее выражение мысли. Может ли быть (бывает ли), что речь преподавателя при изложении нового материала не является выражением его мышления?
- Может ли речь студента (выступление на семинаре) не быть выражением его мышления?
Эти вопросы можно использовать в заданиях на самостоятельную работу при подготовке к семинарскому (практическому) занятию, посвященному познавательным процессамю
Словом, любая учебная задача, составленная на реальных фактах, преследует цель научить мыслить теоретически, чтобы решить практическую проблему
- Ролевые позиции преподавателя
- Индивидуальные стили преподавания психологии
- Общая характеристика личности педагога психологии
- Функции преподавателя психологии
- Подготовка преподавателей психологии
- Профессионально-личностная характеристика преподавателя психологии
- Показатели сформированности знаний и умений
- Понятия оценка и отметка
- Контроль и коррекция учебной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу