Эпитет

Эпитетом (от греч. epitheton — приложение) называется образное определение предмета или действия: Сквозь волнистые туманы про­ бирается луна, на печальные поляны льет печально свет она (П.). Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые образно описывают действия.

При этом, если действие обозначено отглагольным существительным, эпитет выражен прилагательным (тяжелое передвижение туч, усыпительный шум дождя), если же действие названо глаголом, то эпитетом может быть наречие, которое выступает в роли обстоятельства: Листья были напряженно вытянуты по ветру. Туго ухала земля (Пауст.).

Самыми яркими эпитетами обычно бывают прилагательные, благодаря присущим им семантическому богатству и разнообразию. Приведем примеры этого тропа из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: В белом плаще с кровавым подбоем шаркающей кавалерийской походкой… в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Для читателя цвет подбоя на плаще прокуратора ассоциируется с цветом крови, крови осужденных им на смертную казнь, крови, которую он проливает.

Изображая устрашающие картины природы, писатель находит выразительные эпитеты-причастия: …Освещался трепещущим светом; напоенной черной влагой и огнем тучи; вдогонку им уже неслись бушующие потоки…

Иногда высказывается ошибочное мнение, что эпитеты призваны рисовать романтические, возвышенные картины. Это не так, художественные определения могут создавать и отрицательные образы, как у М. Булгакова: налитые кровью чьи­то бычьи глаза; Пилат мертвыми глазами поглядел на первосвященника и, оскалившись, изобразил улыбку.

— Добрый человек? — спросил Пилат, и дьявольский огонь сверкнул В его глазах.

Современные юмористы вводят сниженные эпитеты в сатирический контекст: После чего митрополиту жмут руку и целуются с ним привычно затяжным православным трехкратным коммунистическим поцелуем (из газ.).

Ораторы также прибегают к иронии, характеризуя изображаемых персонажей или их действия с помощью негативно оценочных или хвалебных эпитетов, истинное значение которых определить должен слушатель. Так любит привлекать внимание аудитории известный драматург, историк и замечательный рассказчик Э.С. Радзинский. Вот как он описывает Лжедмитрия, образ которого представляется очень противоречивым.

Кто же он был? в русских источниках, в источниках, современных Григорию Отрепьеву, то бишь Лжедмитрию, его будут описывать как лжеца, хитреца, колдуна, чернокнижника, вора, то есть — преступника, но нам, если вспомнить наше долгое повествование, то эти эпитеты будут очень странными — для человека, о котором мы рассказываем. Ну хотя бы вот это, в Чудовом монастыре. Ну какой же это хитрец, который вдруг объявляет, что быть ему царем на Москве, когда знает и понимает, что донесут? — Это безумец, скорее.

Осталось его описание: некрасив был, одна рука короче, бородавки на лице, круглолиц, глаза — невыразительные. Ну как здесь завоевать-то первую красавицу Польши, гордую Марину, которая настолько была гордой, что на коронование Сигизмундакороля отказалась прийти? Завоевал, потому что от него исходило, исходило вот это…
Что — «это»? То, что они напишут: уверенность, что он — Дмитрий! у него была, вот у этого некрасивого человека, как пишут польские источники, — царственная осанка.
Таким интригующим словесным портретом своего героя выступающий смог удержать зрителей у телевизоров, когда демонстрировалась эта передача.
Эпитеты исследуют с разных позиций, предлагая при этом различные их классификации.

Эпитеты можно разделить на общеязыковые (гробовое молчание, молниеносное решение), индивидуально-авторские (холодный ужас, изнеженная небрежность, леденящая вежливость. — Т.), народнопоэтические (красна девица, добрый молодец). Последние называют еще п о с т о я н н ы м и.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)